Кадровый учет наравне с бухгалтерским и налоговым позволяет отражать достоверную информацию, необходимую для полноценного функционирования компании.
Кадровый учет связан с построением трудовых отношений между работодателем и сотрудником. Он включает в себя оформление отпусков, налоговых отчислений, приема на работу и увольнения. Ведение кадрового учета обязательно для любой компании, без исключений по организационно-правовой форме и размеру штата.
Любое взаимодействие между компанией и ее персоналом оформляется документально, и для этого нужны, знания, опыт и постоянный мониторинг законов РФ.
Что включает в себя кадровый учет:
- формирование личных дел сотрудников;
- расчет и начисление заработной платы, премий и иных выплат;
- составление расписания штата;
- учет рабочего времени;
- оформление справок, заявлений и больничных листов;
- сдачу периодической отчетности в органы налоговой инспекции, статистики и ПФР;
- составление графика отпусков и контроль за их исполнением;
- подготовку кадровых приказов;
- ведение документации по найму новых работников;
- аттестацию и оценку сотрудников;
- соблюдение правила защиты личных данных работников;
- ведение воинского учета.
На какие вопросы должен отвечать кадровый учет
- Сколько сотрудников работает на предприятии, учитывая все его подразделения
- Какое у работников образование? Какое образование имеют сотрудники управленческого аппарата, есть ли дипломы о профильном образовании у специалистов?
- Как происходит разделение персонала по категориям и специальностям?
- Какой стаж работы у каждого сотрудника? Много ли работников, служащих несколько лет, получили карьерный рост в пределах данной организации?
- Какова на предприятии текучесть персонала? По каким причинам происходит замена или сокращение должности? Насколько часто появляются кадры для их заполнения?
- Какой уровень заработной платы в компании? Как распределяется вознаграждение за выполнение обязанностей?
- Проходят ли работники курсы повышения квалификации? Как часто это происходит и каковы результаты этих мероприятий?
- Каково состояние кадрового резерва компании? Проходят ли стажировки или обучения?
- Как часто и по каким причинам сотрудники отсутствуют на рабочем месте?
Без этого невозможно построить кадровый учет:
- Изучение основ кадрового делопроизводства
Необходимо изучать последнюю редакцию трудового кодекса РФ, следить за обновлениями других нормативно-правовых актов. Недостаточное знание законов приведет к ошибкам и нарушениям.
- Подбор и настройка программного обеспечения
Для более простого ведения кадрового учета организации необходимо использовать компьютерные программы и дорабатывать их под требования законодательства и бизнеса (для учета движения персонала, рабочего времени, заполнения личных карточек, сбора статистики, формирования печатных форм кадровых документов и форм отчетности). Они позволяют свести к минимуму рутинные операции и оптимизировать работу с документами.
- Знакомство с учредительными документами компании
Документация должна разрабатываться в соответствии с учредительными документами компании, ее уставом. Между ними недопустимы противоречия, поэтому необходимо внимательно ознакомиться со всеми материалами.
- Ревизия локальных нормативных актов
Перед организацией ведения кадрового учета нужно проверить уже имеющиеся кадровые документы на их соответствие действующему законодательству. Также нужно убедиться в наличии всей документации. Чтобы компания не получила штраф, нужно создать перечень недостающих документов, разработать их, согласовать с руководством, внедрить в работу.
- Разработка типовой формы трудового договора
В дальнейшем данную форму можно использовать для заключения договоров со всеми сотрудниками.
- Формирование набора бланков
Стандартные формы значительно ускоряют кадровые процессы. Можно использовать унифицированные или разрабатывать их самостоятельно. Бланки утверждаются приказом в письменном виде.
- Ведение журналов регистрации
Для упорядочения документооборота рекомендуется создавать книги учета и регистрации.
- Проверка корректности оформления трудовых договоров с работниками
Нужно контролировать, чтобы все сроки действия/условия соглашений были соблюдены.
- Ведене личных карточек всех сотрудников
Карточки заводятся по форме Т-2 на всех сотрудников, в том числе тех, которые работают дистанционно. Эта форма представляет собой документ, в котором собирается информация о человеке, принятом на работу к конкретному работодателю.
- Организация воинского учета
Сотрудник отдела кадров должен перенести все данные из военных билетов в личные карточки персонала.
- Обеспечение условий хранения для документов
Документы должны храниться в несгораемом шкафу или в сейфе.
Основные ошибки в ведении кадрового учета
Неточности, неверное трактование и невыполнение требований (в том числе неумышленные) могут повлечь за собой административную ответственность и соответствующее наказание сотрудника и руководства компании.
- Ошибки при работе с личными делами сотрудников
Личные дела работников открываются с момента принятия на должность и закрываются после увольнения. При ведении документов чаще всего допускаются следующие ошибки:
- отсутствие обязательных документов в личном деле;
- нарушение порядка документации;
- отсутствие сверки личных дел в установленные сроки;
- включение в дело документов, которые не должны быть в нем;
- передача личных дел сторонним организациям и лицам.
- Корректное формирование личных дел работников позволяет обеспечить быстрый доступ к документации и лучшую ее сохранность.
Ведение личных дел не являются обязательными, кроме личных дел муниципальных и государственных гражданских служащих.
Следует иметь в виду, что хранение в личных делах копий личных документов работников может явиться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных
- Ошибки при заключении трудового договора
Ошибки, которые допускаются при оформлении трудового договора, в ходе разрешения конфликтов могут привести к нежелательным для компании последствиям. Типичные ошибки в подобных случаях:
- заключение трудового договора в одном экземпляре;
- отсутствие факта и даты регистрации трудового договора;
- отсутствие подписей в трудовом договоре;
- отсутствие подписи работника о получении экземпляра трудового договора на экземпляре работодателя;
- отсутствие прописанных обязательных условий или сведений;
- отсутствие условий приема на работу с испытательным сроком, при его наличии;
- отсутствие конкретной величины заработной платы;
- отсутствие установленных сроков и места выплаты заработной платы, если это отсутствует в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) (если сроки указаны в ПВТР, то в трудовом договоре их указывать не обязательно);
- отсутствие установленного режима работы и отпуска, если режим работы отличается от установленного в ПВТР.
- Ошибки при ведении трудовых книжек сотрудников
Большая часть ошибок в кадровом учете возникает при ведении трудовых книжек. Наиболее часто встречающиеся:
- отсутствие пометки «дубликат» при выдаче дубликата трудовой книжки;
- отсутствие подписи при получении трудовой книжки при увольнении (при выдаче работнику трудовой книжки в связи с увольнением он должен проверить все записи, внесенные работодателем и расписаться в трудовой книжке после подписи работодателя);
- не назначение лица, которое отвечает за ведение и оформление трудовых книжек сотрудников и ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде;
- отсутствие дополнительных сведений о работнике (например, при получении им образования более высокого уровня);
- неправильная нумерация;
- отсутствие записи о переводе;
- отказ в оформлении трудовых книжек студентам, которые учатся и работают;
- неверное или некорректное внесение сведений о работе;
- ведение книги учета трудовых книжек ненадлежащим образом;
- отсутствие книги учета движения трудовых книжек;
- не заполнение раздела сведений о сотруднике;
- отсутствие подписи работника;
- неполное название нанимателя;
- отправка уволенному работнику трудовой книжки по почте без письменного заявления сотрудника с такой просьбой.
- Трудовая книжка и сведения о трудовой деятельности (форма СТД-Р) – это основные документы сотрудника, которые отражают его трудовой стаж в течение всей жизни. Необходимо свести к минимуму любые нарушения, возможные при их оформлении.
- Форма СТД-Р предоставляется в ПФР и содержит информацию о самом работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора.
Любая из ошибок может негативно сказаться на репутации руководителя и организации в целом, вылиться в финансовые издержки, санкции. Ведение кадрового учета следует возлагать на проверенные компании, которые отлично разбираются в праве РФ и следят за новшествами.
Преимущества передачи кадрового учета аутсорсинговой компании:
- сокращение расходов. Организация платит фиксированную сумму и не тратит дополнительные средства на кадровую службу;
- снижение рисков. Благодаря передаче ведения учета профильной сторонней компании, организация может не следить за неочевидными для непрофессионалов новшествами в законодательстве РФ и сосредоточиться на других задачах;
- качество работы. Аутсорсинговые компании используют в своей работе проверенные и эффективные методы, у экспертов есть узкие знания по отдельным специализациям;
- круглосуточная поддержка. Сотрудников аутсорсинговой компании, в отличие от работников собственной кадровой службы, не нужно заменять на время отпуска/болезни/повышения квалификации. Специалисты сторонней компании взаимозаменяемы, простоев в работе не будет;
- согласованность учета. Как правило, в аутсорсинговых компаниях работают не только специалисты отдела кадров, но и сотрудники юридических и финансовых организаций – все вопросы решаются комплексно.
Высококвалифицированные специалисты нашей компании грамотно окажут все необходимые услуги по ведению кадрового учета.